Мотивация танцора, что может тренер? (продолжение)

 

Мотивация танцора, что может тренер? (продолжение)

Рассмотрим особенности мотивации у танцоров 8-12 лет.



Следующим этапом становление танцора является переход с категории «Школа» в классовое танцевание. В возрасте, опять же, приблизительно 8-12 лет (или дети 2-3-го года обучения) повзрослевшие танцоры начинают пробовать выступать в «Н» классе. Тут мотивация резко снижается вы и сами знаете почему: медали дают только тройке лучших, много сильных пар, костюмы у кого то получше, а тут еще и этот квик-степ не получается и.т.д. Как в данном случае вести себя тренеру?

Так как дети стали постарше изменились методы влияния на повышение мотивации танцоров, а причины низкой мотивации остаются те же, напомню:

• позиция родителей;
• позиция и методы работы тренера;
• результаты занятий и выступлений;
• отношения в паре;
• индивидуальный характер.

Все, что было описано в прошлой статье остается актуальным и для данного возраста. В этой статье я лишь дополню некоторые особенности. Хорошо сработает самое простое правило «Кто хочет – тот ищет возможности, кто не хочет - тот ищет причины». Ведь то, что в данном случае снижает мотивацию танцора, может, при правильном подходе тренера, заработать и наоборот. Например: «медали дают только лучшим, а лучших только трое», вывод - есть к чему стремиться. В танцевальном спорте нужно много работать и не только в группе, а особенно индивидуально. Индивидуальная работа с тренером помогает паре быть особенной, включает харизму или другими словами определенный стиль выступления пары, обучает опираться на свои сильные стороны и скрывать, развивать слабые. Такая работа хорошо поднимает уверенность и мотивацию начинающим спортсменам. Все это невозможно сделать тренеру на групповых занятиях, значит, первая задача тренера убедить родителей в необходимости индивидуальных уроков. Родители должны понять, что чем больше индивидуальных уроков взяла пара, тем больше ответственности за результат несет как танцор, так и сам тренер. И при налаженной индивидуальной работе с каждой парой повышается мотивация у родителей, танцоров и тренера. Родители больше вкладывают в своих чад времени и финансов, а значит, уже не будут сидеть дома, начнут больше выходить на турниры, захотят результата, повысится спрос за результат не только с тренера, но и с ребенка. У танцоров повышение мотивации проявляется в повышении самооценки, уверенности, развитии работоспособности, возникновении желания идти и побеждать. Тренер, в свою очередь, вкладывает в пару еще больше энергии, развивается вместе с ней, находит слова, которые вдохновляют детей, и с каждым успехом становиться все лучше и лучше, ну чем не высокая мотивация для тренера. 

Итак, первое: индивидуальная работа пары с тренером, способствует повышению мотивации у танцоров, особенным условием является работа не только над техникой исполнения, но и над постановкой цели, повышением самооценки, формировании харизмы (особенности) пары и т.д. Тренеру следует так же помнить, что в данном возрасте (8-12 лет) все также огромную роль в уровне мотивации продолжают играть родители танцора. Из опыта часто видно, что именно родители теряют мотивацию и забирают своего «расстроенного» чада после нескольких неудачных выступлений на турнирах. На самом деле «расстроены» оказываются именно родители, им становиться жалко свое дитя, которое, часто, уже и забыло про результат выступления.
Некоторые родители так же считают, что их ребенок должен всегда приходить из зала счастливым и довольным, и если он расстроен - это, мол, плохо, начинаются претензии к тренеру или сомнения в танцевальном таланте ребенка. Это происходит в том случае, если родители не знают о том, что расстраиваться из-за неудач - это нормальная реакция любого человека на трудности, а также что спортивная карьера состоит из трудностей, которые надо преодолевать, если уже принято решение получить результат от спорта. 
Что в данном случае может тренер? Ни в коем случае нельзя делать вид, что нечего не произошло, даже если вы довольны результатом, а родители и танцор нет (например: пара заняла двадцатое место на Блекпульском танцевальном фестивале, хороший результат для тренера, а для родителей – почему не первое место?). После любого турнира, как удачного так и не очень обязательно нужно обсудить результат. Родителям пояснить, что спортивная карьера состоит из препятствий и неудач. Нет ни одного чемпиона, который никогда бы не проигрывал. Преодоленье трудностей - и есть развитие. А с танцорами обязательно необходимо обсудить результат их выступления, но не сразу на турнире, когда они переполнены эмоциями и просто не в состоянии адекватно, воспринять Вашу информацию. А на ближайшей тренировке или, что еще лучше индивидуальном уроке в идеале было бы пересмотреть видео с выступлением их пары или просто обсудить и четко обозначить ошибки, над которыми следует поработать паре на пути к успеху. 
Хотелось бы отдельно отметить огромную ошибку, которую допускают те тренера, которые начинают прямо на турнире, да в принципе и после, «обсуждать» результаты выступления с точки зрения «неправильного» судейства. Мол, моя пара была лучшей, а ее засудили. Ошибочным есть так же и поддержание таких разговоров со стороны родителей или танцоров. Даная ситуация приведет только к тому, что мотивация танцора и родителей понизится до нуля, и поднять ее уже будет практически невозможно. Так как судьи на турнире были, есть и будут и изменить уровень судейства можно только уровнем танцевания. А если танцоры считают себя уже классными, а судьи этого не видят, то напрашивается вопрос, что таким парам делать дальше в танцевальном спорте. Уважаемые тренера даже если вы и думаете, что вашу пару неправильно судят, то все равно дайте понять родителям и танцорам, что им есть над, чем работать еще.

Итак, второе: обязательный анализ результатов выступлений пары помогает повысить или поддержать на должном уровне мотивацию танцора. Проанализировать нужно так, что бы пара хотела идти в зал и знала над, чем работать дальше, а родители хотели приводить детей и оплачивать индивидуальные уроки. В таком случае можно говорить о высокой мотивации пары. Если у вас возникают сложности или вопросы, в подобной работе с танцорами и родителями, я всегда готова вам помочь.
Рассмотрим еще одну, не мало, важную причину низкой мотивации – это отношения в паре. Вы наверно наблюдали ситуацию, когда пара ругается, толкается на занятии. Потом начинают приходить родители с просьбой поменять партнера или партнершу. Потом сами же танцоры не хотят идти на тренировку все по той же причине и т.д. Мотивация к танцам в такой ситуации резко падает. 
В данной ситуации тренеру ни в коем случае нельзя игнорировать отношения в паре, мол, сами разберутся. Так же нельзя допускать родителей решать конфликты в паре самим. То есть вся ответственность взаимоотношения в паре танцоров, ложится на тренера. Именно Вы должны донести до ваших танцоров четкое правило: в паре нет правого или не правого, главного и ведомого, в паре главный – тренер. И Ваша задача, как тренера, заключается в обучении маленьких танцоров, что если в паре возникают разногласия, то танцоры немедленно должны обращаться к тренеру. Именно из-за не разрешенных конфликтов распадаются и расходятся в разные клубы 80 % пар. А если детям хорошо вместе танцевать, то и результаты у них хорошие и работоспособность гораздо выше. 

Третье: своевременная работа тренера с отношениями в танцевальной паре позволят поддерживать высокую мотивированность танцора. Я прекрасно понимаю, что прочитав статью, вы думаете, где на это все найти время, нам нужно заниматься танцами, а не отношениями. А Вы спросите у себя, что дети танцуют? Что они несут зрителю через танец? Конечно же, отношения. И если вы не научите маленьких танцоров эффективному взаимодействию в паре, то вряд ли они будут профессиональными танцорами или хорошими тренерами в будущем. Высокая мотивация, как правило, закрепляется успехами. И это не только победы на турнирах, но и ежедневные победы в тренировочном зале. Что-то еще удалось сделать, изменить как тренеру так и танцору, именно это и дает энергию для новых достижений. В обществе существует стереотип, что психологическая помощь необходима человеку только в кризисных ситуациях. Но заметьте, что танцевальный спорт – это хроническая кризисная ситуация. Но эта ситуация может развивать и гармонизировать если есть возможность опереться на психологическую поддержку. Я не считаю, что в современном обществе очень много мам и пап обладающих психологической мудростью. Поэтому приглашаю Вас тренера как людей заинтересованных, использовать возможности современной психологии для максимального развития Ваших танцоров, Ваших коллективов и Вашей личной стратегии. В конце концов, бальный танец – это творчество, харизма, чувства, эмоции, а не просто борьб



Создан 24 авг 2014



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником